В мире существуют десятки (если не сотни) письмен: одни вышли из употребления по различным причинам, а другие продолжают служить людям постоянно во всех сферах их деятельности. И люди, многократно пользуясь письмом, не задумываются над тем, что из себя представляют буквенные знаки, какую эволюцию они прошли, прежде чем стать тем, чем стали, какой смысл был заложен первоначально в них, почему взята такая последовательность букв в алфавите, а не иная. Кажется, что ответить на эти вопросы никогда не удастся из-за очень древности их создания. Но человеческая мысль, проникая в тайны природы, космоса и микромира, создавая современные воздушные и водные корабли, спутники, ЭВМ, работы и другие достижения науки и техники, не может оставить в стороне памятники письменной культуры. Всякая тайна со временем становится явью... Для этого, правда, требуются усилия ученых многих поколений, время же, потраченное на разгадку тайны, может колебаться от нескольких лет до нескольких столетий, а то и более. Причина этого кроется не только в сложности проблемы, но и, по нашему мнению, в ее актуальности. Ведь многие открытия только физики за последнее столетие являются фундаментальными, но актуальность многих проблем, порожденных научно-технической революцией, потребовали от ученых колоссальных творческих усилий во всем мире. Различные научные дисциплины, в зависимости от актуальности, имели свою эволюцию, в какой-то степени влияя друг на друга. Историей же письменной культуры занимается незначительное количество людей, так как она находится на стыке истории, археологии, лингвистики. Поэтому и особенно актуальной никогда не была. Именно это, по-моему, является основной причиной длительности сохранения в ней тайн. Автору этих строк посчастливилось проникнуть в тайну армянского алфавита, созданного, как известно, гениальным Месропом Маштоцем. Перед ним раскрылся сложный мир, мировоззрение, философия, лежащие в основе месроповского алфавита. Сам механизм, алгоритм создания Маштоцем буквенных знаков не очень сложен, что подтверждает известную истину - всякое гениальное просто, но мировоззрение, смысл, заложенные в знаки, как в отдельности, так и в совокупности, в целом очень сложен. Доказательством верности выдвинутой гипотезы явилось то, что при помощи него автору удалось раскрыть тайны других древних алфавитов, которые в совокупности очертили контуры новой теории происхождения древних алфавитов. Этот принцип построения месроповских букв, будучи очень наглядным, дает возможность вновь изучающему наш алфавит очень быстро запомнить его. Именно эта особенность данного принципа заставила автора взяться за написание этой книжки. Наступает время, и ребенок радостно берет в руки букварь, чтобы, путаясь в буквах, произнести звуки родного языка. Ежегодно тысячи армянских детей, разбросанных по всему свету, приобщаются к притягательному и стройному месроповскому алфавиту, чтобы при помощи него познать как звучный и богатый армянский язык, так и окружающий его сложный мир, ценности науки и культуры. Приобщаются к нему также многие наши соотечественники, которые волею судьбы были лишены в свое время возможности учиться на родном языке, чтобы утолить духовный голод и восстановить пробелы в национальном самосознании. Изучают армянский язык и историю многие студенты на кафедрах арменоведения во многих странах мира, а также лингвисты, историки и дипломаты, для которых интерес к Армении возник в последние годы. Если для политиков и дипломатов этот интерес возник из-за подьема национального движения в связи с судьбой Арцаха, то у историков и лингвистов причина иная, но также очень существенная - это появление новой теории о происхождении индоевропейцев, выдвинутой известными лингвистами В. Ивановым и Т. Гамкрелидзе. В этой книжке мы вкратце и в доступной форме изложим этот принцип, который, будучи интересным сам по себе и содержащим большую научную информацию, позволяет заметить конструкцию всех букв, их схожесть и различия, упорядочение и названия. Все это в совокупности способствует более легкому запоминанию букв армянского алфавита, что должно быть интересно всем тем, кого интересует история и культура Армении. Это тем более важно, если учесть, что иногда в печати, на афишах и объявлениях используются такие шрифты, которые не облегчают, а, наоборот, затрудняют прочтение. Выпускаются даже специальные буквари в картинках, которые, по замыслу их авторов, должны облегчить запоминание алфавита, но по эффекту дают обратный результат, потому что используемый в них шрифт очень неудачен. Эти факты также побудили автора к изложению найденного им принципа построения армянского алфавита в доступной форме, что должно, по моему, заинтересовать также художников плаката и шрифта. Для этого нам придется иногда окунаться в историю, в атмосферу того далекого времени, чтобы у читателя возникло некоторое представление о причине и мотивах создания армянского алфавита, а также почерпнуть некоторые сведения по истории письменной культуры.
|