В Армянской Апостольской церкви есть праздники, посвящённые церкви. Из них два праздника посвящены Св. Матери Эджмиацин. Первый праздник посвящён утверждению христианства в Армении и видению Григора Просветителя и называется «Катохике Сурб Эджмиацин». Второй праздник посвящён церкви Св. Матери Эджмиацин и её освящению, носит название «Шохакати тон». Церковь Св. Матери Эджмиацин была построена 301-303 годах. Её архитектором является Григор Просветитель, и он построил её так, какой выдел во сне. Этот праздник имеет большой смысл. Церковь Св. Мать Эджмиацин является местом погребения всех католикосов. Она является святым местом и местом посещение паломников. Этот праздник празднуется приблизительно через 2 месяца после Пасхи. «Варага Хачи тон» Гора Варага находится возле Вана, один из старых армянский городов. По свидетельствам истории здесь нашли убежище девы: Рипсиме и её подруги, которые убежали от преследования римского императора. Рипсиме всегда носила с собой кусочек креста, на котором был распят Иисус Христос. Этот кусочек она унаследовала от своих предков. В середине первого века римская императрица отправляется в Иерусалим на паломничество. Так как она очень сильно хотела увидеть могилу и крест, на котором был распят Иисус Христос. Её мечта сбывается и, возвращаясь в Рим, она получает кусочек креста, на котором распят Иисус Христос. И этот маленький кусочек в будушем передаётся от поколения к поколению и доходит до Рипсиме. Вскоре открывается тайник, где спрятались девы. Но перед этим Рипсиме спрятала кусочек креста в пещере. И вскоре это место забывается. Проходит много лет , люди ищут это место, но так и никто не смог найти его. По рассказам, в седьмом веке в одной из пещер горы Вараг жили монах Тодик и его ученик Овел. Они молились господу, чтоб он показал им то место, где находится тайник. В 660 году, они видят видение: в воздухе появляется светящийся крест, окружённый 12 столбами яркого света. Вся гора Вараг начинается светиться, и этот свет падает на церковь, которая стояла недалеко от горы. Монах со своим учеником бегут в церковь, где на св. столе они обнаруживают кусочек креста, на котором был распят Иисус Христос. Эта новость доходит до царя и католикоса всех Армян. Они приходят к горе Вараг и празднуют такое величайшее событие. На то время католикосом всех Армян был Нерсес 3. Он приказывает добавить к церковным праздникам ещё один – «Варага Сурб Хачи тон», «Святого Креста горы Варага», в память о кресте Иисуса Христа. На том месте где были 12 столпов света, вскоре строят церковь, которая носит название Св. Ншан. Этот праздник относится к переносным, и празднуется в самое близкое к 28 сентябрю воскресенье. «Таргманчац тон» (Праздник перевода Библии на армянский язык) Месроп Маштоц и Саак Партев в Армянской церкви относятся к святым. В середине четвертого и в начале пятого века Армения находилась в трудном положении. Так как не существовала письменность и общий язык, на котором бы говорили все Армяне. Церковные службы проходили на разных языках. В основном это были греческий и ассирийский языки. И Библия не была переведена на армянский язык, была доступна лишь некоторым. В это время Месроп Маштоц и Саак Партев предприняли попытку создать армянский язык. В 405 году Месроп Маштоц пишет армянский алфавит. После того, как был написан алфавит, Месроп Маштоц и Сака Партев начинают открывать многочисленные школы на территории Армении. Они перевили Библию и написали много молитв и правил и т.д. Месроп Маштоц и Саак Партев имели много учеников, которые помогали им в переводе на армянский язык духовные писания с греческого и ассирийского языков. Ученики Месропа Маштоца и Сака Партева тоже признаны святыми со стороны Армянской церкви, большинство из них были историками и писателями. Благодаря этому христианство более сильно укрепилось в Армении и стало легче передавать учения и истолковывать Библию. Это короткое время создало столько литературных богатств в Армении, что потом оно носит название «Золотой век» армянской литературы. Армянская церковь празднует каждый год праздник Св. Переводчиков или «Таргманчац тон» в промежутке между 3 октябрем и 7 ноябрем. Празднуя этот праздник, мы благодарим этих людей, которые внесли большой вклад в духовную и литературную жизнь Армянского народа.